Как формируется самооценка человека?

Как формируется самооценка человекаЧтобы решить проблемы, связанные с самооценкой, необходимо знать, как она формируется. В этой статье мы разберем этот вопрос, а также узнаем, что такое самооценка, зачем она нужна, чем она нам может быть полезна.

Что такое самооценка?

Самооценку можно определить, как навык, способность воспринимать и оценивать себя как личность, свои действия, свои результаты. То есть самооценка — это некий фильтр между тем, что проецируется в голове человека и тем, кто он есть на самом деле. Самооценка — это внутренний образ «Я», призма восприятия. Самооценку можно сравнить с зеркалом или сенсором, благодаря которому человек получает обратную связь на свои действия.

Чем  полезна самооценка?

Во-первых, благодаря самооценке человек может развиваться. С её помощью он воспринимает себя, как часть социума, и видит, что  у него в каких-либо проявлениях жизни есть слабые стороны. Во-вторых, при помощи самооценки он может понять, как это можно исправить. Т.е. получая объективную информацию через инструмент самооценки, человек может себя трансформировать, менять, улучшать и, соответственно, получать лучшие результаты, меняя свою жизнь в качественную сторону, становиться более счастливым. Самооценка помогает улучшать свою жизнь в материальном, духовном плане, делать её эмоционально насыщеннее. Но всё это возможно только в том случае, если человек реально воспринимает  себя и получает объективную информацию с помощью своей самооценки.

Как формируется самооценка?

Важно понимать, что самооценка — это динамическая часть личности. В процессе жизни она постоянно меняется. Это может происходить раз в несколько лет, может чаще, в зависимости от того, что окружает человека. Начав формироваться в раннем детстве, в течение жизни самооценка постоянно меняется. Это динамичный показатель.

Самооценка начинает формироваться, как только ребёнок начинает воспринимать себя, как личность, примерно в возрасте 1-1,5 года. Ребёнок считывает различные навыки взрослых, копирует их, в том числе и самооценку. То есть, он учится воспринимать мир так же, как люди, с которым он взрослеет, как принято в той среде,  в которой он растет. Ребёнок копирует различные моменты поведения,  в том числе и самооценку. Именно в детстве закладывается базис – то, как человек относится к себе. Так же на формирование базиса самооценки оказывает влияние эмоциональное отношение к ребёнку. Если к нему относятся с любовью, то будет адекватное восприятие себя. Если к нему относятся пренебрежительно, то самооценка будет значительно ниже, и себя он будет воспринимать по-другому. Таким образом, в детстве закладывается глубинный уровень самооценки. Но это только начало.

Развитие самооценкиДальше ребенок попадает в социум. Например, в детский сад, или сразу в школу. Его круг общения расширяется. Он начинает взаимодействовать с друзьями, в школе со сверстниками, одноклассниками, может быть, с более старшими ребятами. И уже в социальном взаимодействии на самооценку влияет отношение к нему –  то, как его воспринимают. Если он попадает в достаточно адекватный, здоровый социум, самооценка у него будет выше. Если к нему относятся хорошо, уважительно. Если в том социуме, куда он попал, принято уважительно относится друг к друг, то его самооценка будет выше. Отношения формируют дальнейшие слои структуры самооценки.  Если ребёнок попадает в низкоранговый, маргинальный социум, например, в класс, где учатся одни двоечники или дети алкоголиков, то и отношения в этом коллективе, и собственная самооценка других детей будет другая. Если с раннего детства к ним относились, как к чему-то,  чего не существует, то соответственно, и самооценка у них «ниже плинтуса». Через взаимодействие, через коммуникацию в таком социуме самооценка ребёнка страдает.

Следующий уровень – это непосредственно оценки, которые дети получают, начиная со второго класса. И хотя в первом классе оценки не ставят, учителя интонационно по привычке показывают своё отношение, что тоже оказывает влияние. Вся система образования в школе и институте построена на том, что человек приучается сдавать экзамены, его постоянно оценивают в числовом варианте. С одной стороны, это объективный показатель качества учебы, а с другой стороны, он имеет негативное влияние, потому что и школа, и институт отучают людей ошибаться. Человек делает ошибку — ему ставят двойку. Это влияет на самооценку, на его внутренний образ «Я». Он воспринимает это так: «Раз мне поставили двойку, значит, я стал хуже». А на самом деле, количество ошибок – это активность, вероятность того, что он чего-то достигнет, чему-то новому научится.  Чем больше человек ошибается, тем больше практических навыков  и результатов он может получить. В этом смысле наша система образования имеет существенный минус.

На дальнейшее формирование самооценки влияют непосредственные результаты, когда человек начинает взаимодействовать с другими людьми в рабочем порядке. Например, он устраивается на Самооценканаемную работу, или у него появляются какие-то коммерческие взаимоотношения с окружающими людьми, он что-то продает, предлагает какие-то услуги. На самооценку влияет само это взаимодействие, заработанные деньги. Если человек работает на наёмной работе, то там компания выстраивает систему правил, мотивации, определяет, что можно, что нельзя. Через обратную связь в виде премиальных выплат, отношения начальника, также оказывается влияние на самооценку сотрудников. В зависимости от системы мотивации в компании, люди могут себя воспринимать и ощущать совершенно по-разному.

Если человек находится во фрилансе, то, на мой взгляд, это более здоровая среда для формирования самооценки. Человек получает более  объективную обратную связь. Не компания выстраивает для него правила, а живые клиенты. Им не интересно влиять на его самооценку, им интересно получать результат, что-то полезное. У них есть свои реальные интересы. Благодаря такому реальному взаимодействию с клиентами, формируется и даже видоизменяется самооценка. Поскольку постоянно идет объективная обратная связь, то это самый здоровый и полезный вариант взаимодействия. Человек  понимает, чего ему не хватает, что он хорошего даёт людям, за что они готовы платить, за что не готовы платить. Это даёт возможность оперативно обучаться, развиваться, предлагать более качественные услуги. И в результате  человек очень быстро растет,  в отличие от наёмной работы, где система выстроена и она стабильна. Так же и в предпринимательской деятельности, в свободном плавании,  человек более динамично развивается, потому что сами условия взаимодействия заставляют его меняться и выходить на новый уровень. Тогда он может получать больший доход, меньше работать, достигать своих личных целей, преследовать личные интересы.

Даже пройдясь по  этим четырем уровням, можно понять, как поднять самооценку. Самооценка – это динамический параметр, она меняется. И если человек занимается правильной деятельностью, самооценка будет с каждым новым чеком, с каждой полученной премией подниматься сама по себе.

Что делать, если проблема с самооценкой сформировалась в раннем детстве?

Другая ситуация, если есть негативное влияние прошлого. При формировании самооценки слои накладываются последовательно. Детство находится в самых глубоких слоях психики, оно уже забыто, и детский опыт влияет на самоощущение как фоновое состояние. Если ребёнок в детстве скопировал пример плохой самооценки от родителей, то во взрослом возрасте, когда он получает хорошие результаты, внутренне, на эмоциональном уровне, опыт детства будет мешать радоваться своим достижениям. Результаты хорошие, а приятных эмоций и ощущений от этого мало.

И наоборот, если в детстве ребенок был, допустим, единственным в семье, получал большое количество внимания, ему всё разрешали, всё прощали, то на уровне эмоций и ощущений у него формируется мнение, что он центр земли. Он принимает решение, что он самый главный. При чём, он неосознанно это принимает, а на уровне ощущений. В самых глубинных слоях это отпечатывается. И у него формируется внутренняя потребность быть в центре внимания, быть самым лучшим. Если попадая в социум, взаимодействуя с людьми,  он не реализует эту потребность в его работе, в его социальном окружении, поскольку у других людей свои интересы и его эгоцентризм никому не нужен, у человека возникает конфликт. Это конфликт между глубинным самоощущением, которое заложилось в детстве, и теми реальными результатами, которые он получает во взрослом состоянии.

Психика так устроена, что эти глубинные слои медленно меняются. Человек приходит в этот мир и сначала формирует правила, они запечатываются в его психике, и потом он по ним живет. Известны случаи, когда дети вырастали в среде животных. Детский период, когда они обучаются копированию проходил, и в дальнейшем такие дети уже не были способны социализироваться и взаимодействовать в людском обществе. Человеку дана возможность научиться в детстве очень быстро и многому. И то, что он вобрал в детстве, остаётся с ним на всю жизнь. Точечно, не  полностью все, но самые насущные, наболевшие проблемы детства можно прорабатывать подробными и глубинными методами психологической работы. Например, гипнозом, трансовыми техниками.  Это устраняется не за один-два раза, а целенаправленной работой, в течение одного,  двух, трёх месяцев. В основном это связано с измененными состояниями сознания, с трансовыми техниками. С их помощью можно каким-то образом подкорректировать, изменить эмоциональный фон на более полезный и адекватный.

Похожие статьи:

Нажмите, чтобы оставить комментарий ниже

Оставить комментарий:


Получить консультацию

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение


×